Вторым мультиротором с которым  пришлось поработать – Атлас Компакт Гео ещё одного питерского производителя.

Связавшись с производителем, договорились об аренде квадрокоптера за условный 1 рубль, нам быстро собрали новый борт, и я отправился в Питер для получения инструктажа и приёмки. Ни чего сложного в эксплуатации не увидел. Несколько тренировочных полётов под Колпино и я лечу с новый техникой для выполнения задач по определению зон возможных подтоплений в Иркутскую область, где очередной квадрокоптер из Питера увидит могущественный Байкал.

Отойдём от лирики и добавим немного сухих фактов

Внешний вид: на первый взгляд выглядит как табуретка. Знакомство с этим бортом могло случиться ещё в апреле, но его внешний вид отпугивал руководство. Карбоновая рама, прикручивающиеся ножки, батарея на липкой ленте – всё это не придаёт изящности коптеру. Если сравнивать внешний вид Атлас Компак Гео и к примеру, Gemini, то это как УАЗ сравнивать с BMW X5.

Кейс: Кейс тоже не порадовал, и в первую очередь тем, что внутри не была нарезана пена для разных устройств и батарей. Производитель говорит, что нарезка возможна, но это ведёт к удорожанию изделия. Такой кейс уже не возьмёшь в ручную кладь, и при сдаче в багаж, потребуется отдельное место.

Батареи: прикрепляются к раме лентой с липучкой, подключаются к коптеру штекером на кабеле. Не

имеют интеллектуальной системы отслеживания разрядки, по этому приходится постоянно следить за батареей. Батареи имеют мощность 11000 Втч, что превышает разрешённые нормы для перевозки в воздушном транспорте. Досмотр при первом моём полете с батарейками в самолёте, прошёл удачно, а вот коллега не смог пронести на борт батареи и их пришлось оставить в Питере. Это очень ограничивает в оперативности т.к. батареи нужно высылать заранее на объект работы наземным транспортом. Время зарядки до 100% — 180 минут. Я привожу время при наличии того зарядного устройства, что был у нас. По словам производителя, более мощное зарядное устройство значительно увеличивает скорость зарядки.

НСУ: на базе ПК, ограничивает свободу передвижения. Для долгой работы требуется либо электрическая сеть, либо автомобиль, либо генератор. Я работал с наземной станцией управления Smart AP. Простая, понятная, но думаю, что для обычного пользователя, была бы понятней НСУ QGroundControl – более интуитивная. К примеру, мне было не проблемно в ручную выставлять базис фотографирования, а кто-то из пользователей мог бы забывать это делать.

Камера: Ricoh GRII (16.9Мп) – это пока лучшая картинка, которую я видел. Действительно качественные фотографии с высоты 250 м. Она как раз подходила под задачи, которые предполагалось решать этим квадрокоптером – это долёты «хвостов», которые не отсняли с Суперкамов. Т.е. снимки должны быть сопоставимы с Sony А-6000.

   

Служба поддержки: поставлю минус за оперативность и минус за, то что общение только с помощью Telegram. Разница по времени с Питером 5 часов, и я получал ответы в конце своего рабочего дня. Если бы не прямая связь с Альгисом, то, наверное, проблемы с которыми сталкивались, решались бы на много дольше.

Процесс эксплуатации: Первая проблема с фотоаппаратом: Мы сделали пару полетов, разобрались с параметрами настройки камеры и в какой-то момент, когда мы наклоняли камеру и крутили колесо настройки камеры, у нас началось произвольное фотографирование. Далее этот процесс повторялся при наклоне камере. Итогом всего этого процесса было отсутствие в управлении настройками камеры. Какое-то время мы не могли понять причину, но вскоре её нашли. При настройке параметров камеры, приходится наклонять фотоаппарат. В это время провод, который соединяет фотоаппарат и полетный контроллер отходил от фотоаппарата и мешал корректной работе. Определив причину, мы связались с руководством и производителем Решили не чинить этот дефект с помощью изоленты и заменить борт. В течении суток нам заменили борт и мы отправились на следующие объекты.

Вторая проблема с «козлением» при посадке: все следующие объекты мы отработали без проблем. Взлетали с земли, садили в руки. В один день мы решили посадить его на землю, что бы определить, возможна ли работа на данном квадрокоптере одним оператором. При посадке борт не мог определить «точку дом» и видимо, не правильно определил свою высоту. При касании земли он решил допрыгать до «точки дом», но зацепившись ногами за землю и траву, повалился на бок и вывел из строя две лопасти. Мы пытались найти лопасти в магазинах и авиакружках Иркутска, но все наши попытки не увенчались успехом. Даже купили Poxipol, но производитель сказал, что это слишком тяжелый материал и может привести к разбалансировке лопастей. В этот день приняли решение о прекращении работы и возвращении в Новосибирск.

Итоги: Работа на данном борте в целом мне понравилась. Очень хорошая картинка и её ещё можно улучшить, поставив камеру Ricoh GRIII (24.2 Мп). Хорошая дальность связи. Производительность соответствует заявленной, за счёт гиростабилизированного подвеса. В отличии от Gemini, каким бы не был ветер, камера смотрит вниз, и коптеру нет смысла снижать скорость для того чтобы уменьшить крен или тангаж. Внешний вид оставляет желать лучшего. Всё-таки, покупатель обращает внимание на этот аспект. Пример – моё бывшее руководство, которое долгое время не хотело обращать внимание на Атлас из-за его «хлипкого вида». Но производитель говорит, что ведутся работы по изменению его внешнего вида.

Проблема с камерой – человеческий фактор. Перепаяв провод, фотоаппарат начал работать нормально. Дело в том, что мы торопили производителя с подготовкой нам борта и его собирали в торопях.

А вот «козление» борта меня очень расстроило. Моё руководство было очень близко к покупке данного борта, но инцидент с посадкой и заваливанием на бок, поставили крест на сделке. На данный момент, для безопасной работы на Атлас Компакт Гео требуется два человека, что не всегда экономически целесообразно. Конечно ремонтопригодность, доступность деталей то же сыграли свою роль.

Что касается точностей. Я не специалист в этой области, и т.к. у нас информация между разными направлениями не перемещается, мне трудно сделать оценку, но из десятка проектов, мне пришлось перелетать один проблемный.

В следующих частях я расскажу о работе других беспилотников, с которыми мне приходилось работать в 2020 году. Следите за нашими новостями.