В этой статье я попытаюсь дать оценку БПЛ мультироторного типа с которыми, мне представилась возможность поработать в 2020 году. Замечу, не просто протестировать, а выполнить несколько проектов, связанных с геодезическими задачами. Не буду вникать в технические характеристики, их вы сможете посмотреть на ресурсах производителей. Я опишу свои впечатления от работы с данными БПЛА.

До этого я работал с такими квадрокоптерами как DJI Matrice 210 RTK, DJI Phantom 4 pro (первое поколение) от Teodrone. О них написано многое и останавливаться на их описании я не стану. Расскажу про Grmini, Атлас Компакт Гео, Teodron на базе DJI Phantom V 2.0 и Fixar.

Часть первая: Gemini от Геоскан

Первой новинкой, которая попала мне в руки, был Gemini от Geoscan. И начну по порядку о его плюсах и минусах:

Внешний вид: выглядит как законченный продукт, над которым потрудились дизайнеры. Ни чего лишнего, ни болтающихся проводов, ни выпирающих деталей.

Кейс: Компактный и ударопрочный кейс с классом защиты IP67, в который умещается весь комплект БПЛА с пятью батареями, зарядным устройством, модемом. При транспортировке в самолёте потребуется дополнительное багажное место т.к. в обычный рюкзак такой кейс уже не влезет.

Батареи: удобно вставляются как в коптерах китайского лидера рынка, имеют световую индикацию, что не маловажно – имеют интеллектуальную систему. Как и все литий-ионные батареи, они не могут перевозиться в багаже, а только в ручной клади. Их мощность 145 Втч, что может потребовать отдельного разрешения авиакомпании. Время зарядки до 100% — 105 минут.

НСУ: на базе ПК, ограничивает свободу передвижения. Для долгой работы требуется либо электрическая сеть, либо автомобиль, либо генератор. В целом планер от Геоскан достаточно удобный и интуитивно понятный. Иногда казалось, что некоторые функции излишние. Понравилось несколько функций, таких как измерение скорости и направления ветра в точки ожидания и показатель перекрытия фотографий. Об ошибках, выявленных в ходе работы, я расскажу ниже.

Камера: UMC-R10C всё же не дало того качество, на которое мы рассчитывали. Снимки не сопоставимы с камерами A-6000, которые мы используем на самолётах. Основная задача под которые мы собирались использовать Gemini – это долёты «хвостов», которые не отсняли с Суперкамов. Т.е. снимки должны быть сопоставимы с А-6000, чего мы не получили.

Служба поддержки: оценю её на пять с плюсом. Всегда получал ответы на интересующие меня вопросы быстро и вовремя, не смотря на то что разница во времени составляла 4 часа. Вопросы, на которые не мог ответить специалист, перенаправлялись на разработчиков, и они тоже оперативно отвечали на них.

Процесс эксплуатации: Первая проблема с фотоаппаратом: Фотоаппарат при прохождении предстартовой подготовки не делает фото и не активирует камеру. Связываюсь с техподдержкой. Выявляем ошибку с прошивкой. Разработчики собирают новую прошивку на следующий день, обновляю коптер, но проблема не уходит. Мне отключают процесс проверки камеры. В таком режиме я совершаю первую миссию. Анализируем полученный материал и видим сильный расфокус на снимке. Фотоснимки очень отличаются от эталонных, которые были сделаны производителем при тесте нашего борта. Принимаем решение об обмене борта.

Вторая проблема с прошивкой: пока ждали подменный борт, я решил тестировать лётные качества и продолжить работу с данным бортом. Запустил старую миссию и отправил на неё борт. Борт не набрав высоту миссии, по кривой полетел на точку продолжения мисси, чуть не цепляя столбы и провода. Проблема оказалась в ошибке алгоритма планера. Решили положить борт в кейс и ждать подменный борт. Через несколько дней пришёл новый борт, а первый был отправлен обратно производителю.

Третья проблема с магнитометром: в тестовом полёте ловим ошибку магнитометра, садим его на землю, перезапускаем. При предстартовой проверке опять появляется ошибка магнитометра. Калибруем несколько раз коптер, ошибка исчезает. Выезжаем на объект. При предстартовой подготовке опять вылезает ошибка компаса. Долго и упорно калибруем его разными способами, но ошибка не пропадает. После этого служба поддержки отключает нам магнитометр и совершаем миссию без него. Не очень удовлетворены фотографиями, но поработав с настройками камеры, получаем хороший результат.

При выезде на следующий объект, по рекомендации производителя, мы совершаем полёт с отключенным магнитометром. В первом же взлёте коптер набирает высоту и начинает движение в противоположенную сторону от первой точки миссии. На возврат в точку дом не реагирует и садится в лесу. Выдвигаемся на его поиски, ориентируясь по последней точке на планере. Находим с вырванным лучом. Причина в отклонение передней части коптера от севера при выключенном магнитометре. Пакуем борт и ждём очередной подменный.

При получении очередного борта один раз ловим отлёт спутников на земле после прохождения предстартовой подготовки. Обращаемся с этим вопросом к службе поддержки, получаем ответ об возможных помехах приёмнику от деревьев.

В последующем отрабатываем несколько объектов без особых проблем. Коптер летает в достаточно сильный ветер, но производительность его значительно уменьшается если ветер встречный. Это связано с отсутствием гиростабилизированного подвеса. При увеличение угла тангажа, коптер пытается выровняться, сбрасывая крейсерскую скорость.

Четвертая проблема с ГНСС приёмником: после выполнения мисси, коптер пошёл на посадку в точку дом. На высоте 10 метров он показал ошибку спутников и начал дрейфовать в сторону леса. При переводе коптера в ручной режим, он не реагировал на кнопки управления. В итоге он сел метрах в ста пятидесяти от нас в лесополосе.

Причиной такого сбоя стала глушилка сигналов на проходящей фуре. Этот инцидент стал критичным для нашей компании, и мы отказались от использования Gemini в своей работе. Чуть позже наши коллеги, которым мы помогали в освоении техники, так же потеряли Gemini по причине помех со стороны глушилки от фуры, в Краснодарском крае. Коптер они не нашли, но компания Геоскан прислала новый борт, признав случай гарантийным.

В целом квадрокоптер оставил двоякие ощущения: с одной стороны, выглядит как доработанный отечественный продукт, с хорошим дизайном, великолепным планером, с другой стороны выявились ошибки, которые попросту не позволяли работать. Так же заявленная производительность сильно зависит от скорости и направления ветра.